Можно ли заработать на продаже комиксов и будет ли в России свой Супермен?

в категории Бизнес/Интервью/Личный опыт/Творчество

#уЕжа создатель магазина комиксов «Swarley» Максим Балуков.

Среднее время прочтения: 10 минут

Хочу короче!

 

— Давай представим, что я пришла устраиваться к тебе на работу. 3 вопроса, которые ты задал бы будущему продавцу комиксов на собеседовании?

— Честно? Никогда не задумывался над этим вопросом. Наверное, сначала спросил бы про любимого автора комиксов или художника, потом — про любимого героя, чтобы понять, насколько человек разбирается в теме. Третий вопрос был бы связан с торговлей. Нужно понять, сможет ли потенциальный продавец что-то продать.

— Самое важное – человек должен быть в теме?

— Да, потому что товар специфичный, нужно его правильно преподнести, правильно о нём рассказать. Конечно, в процессе много всего узнаёшь, но начальная база должна быть.

— Я так понимаю, через это собеседование ещё никто не проходил?

— Никто.

— Получается, ты – создатель магазина и единственный продавец?

— Да. Около полугода вместе со мной работала сестра. Теперь я один, но мне очень помогает жена. У неё есть основная работа, но она, например, ведёт группы магазина в соцсетях. Когда я решился на открытие магазина её поддержка была невероятно важна.

— Магазин работает уже 4 года. И у тебя ни разу не было отпуска?

— Нет. Когда работали с сестрой, вроде я куда-то выбирался… А такого, чтобы на 2 недели куда-то уехал, – нет. И в субботу, и в воскресенье я здесь, но работа интересная, она абсолютно не обременяет. Время летит незаметно.

— Как возникла идея открыть магазин комиксов?

— Хотелось чего-то своего, притом такого, чтобы к этому делу лежала душа. Я завидовал людям, которые находили в своей работе то, что им интересно. И мне хотелось чего-то, во что я мог полностью погрузиться. Комиксы были мне интересны. Мои желания и возможности удачно совпали со всплеском интереса к комиксам в России. Плюс ниша была не занята. В какой-то степени я был первопроходцем.

Магазин полностью держится на моём энтузиазме и желании сохранить то, что я создал.

— А где работал до этого?

— У меня техническое образование, я работал на технических специальностях в автомобильном бизнесе на неплохих должностях. Захотелось что-то поменять кардинально.

— Не пожалел?

— Нет, нисколько.

— Магазин был хоть раз на грани закрытия?

— Тяжело оценить. Магазин полностью держится на моём энтузиазме и желании продолжать. Были тяжёлые времена, но на грани закрытия мы не были.

— Что помогает двигаться дальше?

— Желание сохранить то, что я создал. И, конечно, поддержка жены. В трудные моменты она говорила: «Продолжай, всё будет хорошо!».

Комиксы — это не тот бизнес, на котором можно разбогатеть.

— Я, конечно, не эксперт, но, если навскидку сравнить цены с интернет-магазинами и сетевиками, комиксы у тебя бывают дешевле. За счёт чего это удаётся?

— Это не нам удаётся, это они очень завышают цены! Я придерживаюсь стандартной наценки, не завышаю. Стоимость складывается из закупочной цены и моей стандартной наценки. На некоторые более дорогие книги, которые не каждый возьмёт, я снижаю цену, чтобы помочь ей продаться. А в остальном стараюсь поддерживать среднюю стоимость по магазинам комиксов. В них, в отличие от книжных, цены почти одинаковые. В книжных ценообразование совсем другое.

— И совести нет.

— Нужно понимать, что книжный за счёт комиксов не живёт. Им не важно, хорошо ли они продадутся. Для них это очень мизерная ниша – что ручки, что комиксы. А у меня это основной доход, основной продукт.

— Аренда, налоги, закупка новых комиксов. Что-то остаётся?

— Жить можно. Уже 4 года я так живу. Да, это не тот бизнес, на котором можно разбогатеть. Но тут для меня сложились 2 вещи – интересная работа и поддержка в плане денег.

— Предложений купить твой бизнес не поступало?

— Нет. Таких психов больше нет! Это очень узкое направление, к тому же с комиксами связано много стереотипов. Только сейчас продажа комиксов стала восприниматься как бизнес более-менее серьёзно. И то с точки зрения издательств. Многие думают, что комиксы — это баловство, это для детей, к тому же их можно купить в обычном книжном.

— Если бы я сейчас предложила тебе продать магазин. Продал бы?

— Нет. Сейчас мне это интересно, я ещё не наигрался. Вообще когда всё зарождалось, в первый год всё было радужно и клёво. А потом были, конечно, непростые моменты… Кризис сильно повлиял: покупательская способность тогда упала, а комиксы – это не покупки первой необходимости и люди отказывались от них. Сейчас вроде мы вышли из кризиса.

Многим захотелось как в сериале «Теория большого взрыва» прийти в магазинчик и найти там «настоящие» комиксы.

— В начале 2000, насколько помню, в основном продавали только детские комиксы. Когда в Россию пришли взрослые комиксы?

— Можно условно выделить 3 волны. Первая — 90-е, но это были детские комиксы – «Микки Маус», «Утиные истории», «Гарфилд». 2 волна – начало 2000-х — в Россию пришло издательство «Marvel Comics». У нас появилась супергероика — «Человек-паук», «Люди Х» и другие. Эти комиксы уже не были только детскими и подростковыми. Но в тот момент в нашей стране не был подготовлен плацдарм, комиксы всё ещё воспринимались как детские. Всё сошло на нет. Третья волна – 2013-2014 годы — самая мощная. Причин тому много – выходили фильмы, открывались магазины комиксов, многим захотелось как в сериале «Теория большого взрыва» прийти в магазинчик и найти там «настоящие» комиксы, что-то для взрослых, как в магазинах Америки. Да и издательства стали серьёзно к этому относиться. Такие крупные, как «Азбука», начали печатать комиксы и графические романы.

— Мы говорим сейчас только о переводных комиксах, да?

— Да. Наши живут в каком-то своём мире. На тот момент это был андеграунд. Были художники и авторы, выходили сборники, но это было очень узко. Да и сейчас всё держится на переводных комиксах. Конечно, появляются русские издания, издательства поддерживают русских авторов, издают их комиксы, и есть прям очень классные. Но в любом случае они не сильно влияют на индустрию в целом.

— А когда ты увлёкся комиксами?

— Примерно 1994-м году. Но тогда я покупал комиксы («Утиные истории», например), не воспринимая их как какое-то увлечение. Это было просто дополнение к мультику. А супергероикой увлёкся благодаря «Человеку-пауку». Посмотрел мультик, и всё это стало интересно. Конечно, в то время читать комиксы было сложнее.

— Как ты искал их?

— Сначала смотрел мультсериалы, потом в 2000-е в ларьках стали продавать журналы издательства «Marvel». Потом появился интернет, стал читать там.

— Раньше комиксы были увлечением для гиков, теперь увлечение стало массовым?

— Да, в начале 2000-х были небольшие группки людей, которые занимались переводами и выкладывали их в сети. Это была «комиксная» элита, дистанцированная от остальных. Сейчас комиксы — это более массовое явление. Их легко купить, вышло много фильмов, и все знают этих героев. К тому же всё доступно в интернете.

Комиксы стали популярны, потому что их можно было купить всего за 2-3 цента и прочитать, даже плохо зная или изучая язык.

— В Америке Супермен появился в 1938 году, в 1939 — Бэтмен. Почему их путь в Россию был так долог?

— Это связано с железным занавесом. Комиксы считались пропагандой капиталистического образа жизни. У нас и фантастика-то тяжело пробивалась, не говоря уже о комиксах. В Америке они стали популярны потому, что там мало текста, информация воспринимается в основном с помощью картинок. 30-е годы в Америке – это множество мигрантов и кризис. Комиксы стали популярны, потому что их можно было купить всего за 2-3 цента и прочитать, даже плохо зная или изучая язык. Наша страна шла по другому пути. У нас богатая литературная основа. Да мы же были самой читающей страной!

— Во многих сферах Россия страна догоняющая. И комиксы – не исключение. Мы этот разрыв не сможем преодолеть?

— У нас нет чего-то самобытного, чтобы мы вышли на тот же уровень. Пока только подражание. Да и его мало. В любом случае всё, что будет создаваться в России, будет ориентироваться на американские комиксы. У нас сейчас есть художники, которые работают за рубежом, есть российское издательство «Bubble Comics» со своими героями, но в любом случае это подражание. Думаю, в итоге русские авторы и художники будут работать с «Marvel», а «Bubble» выйдет на мировой уровень и наши комиксы начнут массово продаваться в Америке. Будет глобализация. Нам нет смысла догонять. Мы вольёмся в эту индустрию и всё.

Супермен и Бэтмен — это уже не только супергерои, сколько лейбл, знак качества, иконы американской культуры.

 

— «Bubble» заявило о том, что создало собственную вселенную со своими героями. В чём они проигрывают зарубежным издательствам?

— Если оценивать наш рынок, это издательство подняло планку качества на высокий уровень, их комиксы сравнимы с тем же «Marvel». В «Marvel» есть сильные авторы, художники, клёвые серии, но, если брать в общем, есть там и проигрышные серии, и посредственные авторы и художники. «Bubble» – хорошее издательство со своим миром. Они проигрывают только в том, что появились только в 2011 году. Они слишком молодые, и работают там, где «Marvel» уже завоевал нишу, интерес и внимание читателей.

— Они допускали серьёзные ошибки во время своего существования?

— Серьёзных – нет. Виден чёткий план действий, которому они следуют. Участвовали, например, уже в 3 американских «Comic-Con», где показывали свои издания. Их сильно ругали, у нас же любят поругать всё наше. Но когда ты начинаешь такое дело, часто проявляются недостатки, что-то получается не так, как хотелось бы.

— Во вселенной «Bubble» есть герой, который может конкурировать с Суперменом, Бэтменом?

— Нет. Супермен и Бэтмен появились в 30-е, и это уже не только супергерои, сколько лейбл, знак качества, икона американской культуры. Сейчас десятки героев появляются и у «Marvel», и у «DC», но с Суперменом им не сравниться. А «Bubble» похожи на средних героев «Marvel».

— У нас нет выдающихся? А как же импортзамещение?!

(смеётся)

— Есть клёвые герои, но не уровня Супермена и Бэтмена, потому что они популярны уже в течение 80 лет. Через 80 лет посмотрим, будет ли Майор Гром, созданный «Bubble», так популярен.

Все наши герои имеют либо прямые аналоги за рубежом, либо это компиляция из разных героев

— На сайте издательства Майора Грома представляют так: «Потомственный полицейский из Санкт-Петербурга». Ассоциируется с «Улицами разбитых фонарей» и «Бандитским Петербургом»…

— Да, стереотипы сыграли свою роль. Полицейский сразу ассоциируется с героями одного из российских сериалов. На самом деле Майор Гром – это самая выигрышная серия «Bubble». У меня он ассоциируется не с «Улицей разбитых фонарей», а с современным Шерлоком, которого сыграл Камбербэтч.

— Неужели столь же харизматичен?

— Близок. Но, как ни крути, все наши герои имеют либо прямые аналоги за рубежом, либо это компиляция из разных героев. У наших самый самобытный персонаж – Инок. Но его хватило на пару арок, а потом он поменял специализацию, стал путешественником между мирами и свою «иноковость» потерял. Ещё один герой — Бесобой, который борется с демонами, но у него есть «импортные» аналоги. «Bubble» берут тем, что всё действие разворачивается в России — русские имена, наши города. Многим это нравится.

— Что нужно герою, чтобы стать культовым? Попасть в нужное время?

— Да, в нужное время и с правильным настроением. «Человек-паук» стал культовым, потому что появился в тот момент, когда подросткам нужен был свой герой. И он действительно стал первым героем-подростком. Дети ассоциировали себя с ним, отсюда и популярность. «Фантастическая четвёрка» стала первым комиксом, в котором герои действовали как семья, они были очеловечены. До этого были добрые и злые герои, которые сражались между собой. В «Четвёрке» появились взаимоотношения. А вообще я не знаю, что нужно герою, чтобы стать культовым. Если бы знал, создал бы такого героя и заработал кучу денег.

Было бы здорово, если бы у нас снимали классные фильмы по комиксам. Это двигает индустрию вперёд.

— Супергероев и на Западе, и в России здорово продвигают фильмы, созданные по комиксам. Про Майора Грома тоже создали короткометражку, которая вышла в 2017-м. Результат — 5 млн просмотров. Как тебе фильм?

— Здорово получилось! Вообще я скептически отношусь к российскому кинематографу, а тут всё бодренько, под хорошую музыку. Это короткометражка, поэтому создатели сделали акцент на экшене. Я такое люблю. Сейчас они снимают полный метр, и надеюсь, у них получится. Было бы здорово, если бы у нас снимали классные фильмы по комиксам. Это двигает индустрию вперёд, помогает ей развиваться, подогревает интерес и, что важно, люди начинают понимать: комиксы – это больше, чем просто картинки для детей.

— Выход фильма поможет продвинуть продажу баббловских комиксов?

— Да, поможет. Даже короткометражка помогла. Люди приходили, спрашивали, покупали. Издательство ещё специально выпустило предысторию к фильму. Думаю, полный метр вызовет не меньший ажиотаж.

— Если не считать волны, которая была связана с выходом кино, русские комиксы пользуются популярностью?

— Да, у них есть постоянные покупатели. «Bubble» стабильно хорошо продаётся, появляются новые покупатели. У них очень удобная модель распространения, есть недорогие ежемесячные синглы, люди берут их с точки зрения коллекционирования. У нас вообще любят коллекционировать, но почему-то переводные синглы не очень берут. Чем дальше уходит серия, чем больше номер на журнале, тем ниже интерес покупателей. «Bubble» делает грамотно — перезапуски, кроссоверы, обнуление для новых читателей, чтобы им было удобно втягиваться.

— С чего бы ты посоветовал начать знакомство с русскими комиксами?

— Наверное, с «Майора Грома». Это самая ходовая серия, у меня его берут больше всего. Ещё неплохи «Союзники», хорошо покупались «Метеоры» и «Экслибриум». Сложно остановиться на чём-то одном.

Когда электронные книги набирали популярность, все говорили, что в итоге они вытеснят бумажные. А как обстоят дела с комиксами? Всё печально?

— Конечно, найдутся те, кто будет читать в интернете, их никак не заставишь прийти в магазин. Но есть и те, кто комиксы любит и покупает, понимая, что их нужно держать в руках, рассматривать, перечитывать. К тому же любят у нас всё ставить на полочки. Знали бы вы, сколько в интернете споров и ругани по поводу корешков комиксов и того, как это будет смотреться на полках. В данном случае нам не сильно угрожает электронная версия.

— Складывается впечатление, что магазин комиксов отчасти напоминает какую-то сувенирную лавку для гиков, где покупают не столько, чтобы почитать, сколько чтобы пополнить коллекцию…

— Наверное. Комиксы – такая вещь, которую покупают не только ради того, чтобы почитать. Некоторые читают комиксы в интернете и, если они нравятся, покупают бумажный вариант. Многие так делают. Чаще всего, когда анонсируют какой-то комикс, люди говорят: «Клёво, я куплю!». Хотя понятно, что 70-80 процентов уже прочитали его в интернете. А есть и те, кто принципиально не читает в сети, поддерживает издателей и магазины. Истинные ценители понимают, что комиксы надо поставить на полочку и любоваться ими.


КОРОЧЕ

У меня техническое образование, я работал на технических специальностях в автомобильном бизнесе на неплохих должностях.

Хотелось чего-то своего, притом такого, чтобы к этому делу лежала душа. Мои желания и возможности удачно совпали со всплеском интереса к комиксам в России. Плюс ниша была не занята. В какой-то степени я был первопроходцем.

Магазин полностью держится на моём энтузиазме и желании сохранить то, что я создал.

Стоимость комиксов складывается из закупочной цены и моей стандартной наценки.  Стараюсь поддерживать среднюю стоимость по магазинам комиксов.

Это не тот бизнес, на котором можно разбогатеть. Очень узкое направление, к тому же с комиксами связано много стереотипов. Только сейчас продажа комиксов стала восприниматься как бизнес более-менее серьёзно.

В России всё держится на переводных комиксах. Появляются русские издания, издательства поддерживают русских авторов, издают их комиксы. Но они не сильно влияют на индустрию в целом.

В Америке комиксы стали популярны, потому что их можно было купить всего за 2-3 цента и прочитать, даже плохо зная или изучая язык.

У нас нет чего-то самобытного, чтобы мы вышли на тот же уровень. Пока только подражание. Да и его мало.

«Bubble» – хорошее российское издательство со своим миром. Но они слишком молодые, и работают там, где «Marvel» уже завоевал нишу, интерес и внимание читателей.

Герои «Bubble» похожи на средних героев «Marvel». Притом все они имеют либо прямые аналоги за рубежом, либо это компиляция из разных героев.

«Bubble» берут тем, что всё действие разворачивается в России — русские имена, наши города.

Было бы здорово, если бы у нас снимали классные фильмы по комиксам. Это двигает индустрию вперёд, помогает ей развиваться.

Найдутся те, кто будет читать в интернете, их никак не заставишь прийти в магазин. Но есть и те, кто комиксы любит и покупает, понимая, что их нужно держать в руках, рассматривать, перечитывать.

Фото и текст — редакция #ёжмедиа

 

6
Добавить комментарий

avatar
3 Комментарии материала
3 Ответы
0 Подписчики
 
Самое обсуждаемое
Жара-коммент!
0 Авторы комментариев
МаксимМихаил СЛарисаМорти Последние авторы
  Подписаться  
свежие старые популярные
Уведомление о
Морти
Гость
Морти

Максим, объясните, а что означает название магазина? Почему Swarley?

И еще — как вы относитесь к комиксам по вселенной Звёздных войн? Достойны ли они внимания или просто из популярной франшизы вытягивают все, что можно?

Максим
Гость
Максим

Морти, название магазина имеет отношение к сериалу «Как я встретил вашу маму».
Что касается комиксов по Звездным войнам, то с ними ситуация такая же как и с остальными комиксами которые выходят на протяжении долгих лет. Среди них есть и очень хорошие истории которые определенно заслуживают внимания, так и довольно проходные. Но могу с уверенностью сказать, что линейка Star Wars которую сейчас выпускает Marvel определенно заслуживает внимания (она кстати издается на русском).

Лариса
Гость
Лариса

Про то, с чего начать знакомство с русскими комиксами, сказали. А с чего начать знакомство с комиксами вообще? Читала их в далеком детстве. Ну как все — комиксы с Микки Маусом, Гарфилдом… А теперь что можете посоветовать?
PS Мне 22

Максим
Гость
Максим

Лариса, на самом деле вариантов очень много и тут все зависит скорее от ваших предпочтений. Кто то начинает с «Ходячих мертвецов» а кто-то с «Микки Мауса» или «Человека-Паука». Напишу несколько комиксов которые, я думаю, смогут вас заинтересовать: » Блэксед», «Шансы», «Сага», » Я убиваю великанов», «Сказки», «Прекрасная тьма», «Бэтмен. Тихо», «Удивительный Человек-Паук», «Секс преступники», «Бандитка».

Михаил С
Гость
Михаил С

Интересно, а какой комикс самый классный и с точки зрения истории, и с точки зрения прорисовки? Есть какой-нибудь конкурс у них?)))) Пардон за, вероятно, наивные вопросы

Максим
Гость
Максим

Михаил, я думаю, что у каждого есть свой любимый комикс который он считает самым классным, так же как и любимая книга или фильм.
Но премия действительно существует, этакий «Оскар» в мире комиксов.
Это премия Уилла Айснера, которая вручается лучшим работам каждый год на Comic-Con в Сан-Диего.